Адыги, черкесы, кабардинцы, шапсуги – все это разные этнонимы, которые вошли в обиход в силу ряда обстоятельств, но в действительности обозначают один народ – коренных жителей Кавказа – адыгов (черкесов). Черкесская диаспора сегодня проживает почти в 50 странах мира и насчитывает до 6 миллионов человек. Из них, согласно переписи населения 2010 года, чуть более 700 тысяч человек – граждане России. У нас черкесы компактно проживают на территории шести субъектов: это Республика Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Моздокский район Северной Осетии, Краснодарский край и Ставрополье.
В этом году главный символ страны отмечает юбилей – 350 лет. Впервые триколор был поднят в селе Дединово городского округа Луховицы Московской области. Именно там была расположена первая государственная верфь для строительства военных кораблей, где в 1667 году начали строить первый русский 22-х пушечный корабль. Его назвали «Орел» в честь российского герба. На воду корабль спустили в 1668 году, а в 1969 на нем подняли Российский флаг — триколор.
Миллионы человеческих жизней, 33 государства, почти 200 миллионов солдат и 4 года кровавых столкновений. В августе 1914 года мир даже представить не мог, чем обернётся типичный для 19-го века конфликт империй. Для России та война стала национальной катастрофой, повлиявшей на всю ее дальнейшую судьбу.
О Кавказе широкая публика России узнала не по ученым трудам исследователей и официальным докладам царских наместников. Первыми для всего мира самобытную культуру народов Кавказа, живущих в экзотическом горном крае горцев и казаков, «открыли» русские писатели, сосланные на Кавказ.
В фонды краеведческого отдела Ставропольской краевой библиотеки для молодежи имени В.И. Слядневой поступило издание «Опальные: русские писатели открывают Кавказ», которое будет интересно всем, кто хочет больше узнать о родном крае. Книги снабжены богатым справочным материалом и будут полезны студентам и ученым, изучающим историю Кавказа.
В произведениях А.С. Пушкина, А.А. Бестужева-Марлинского, М.Ю. .Лермонтова, Л.Н. Толстого, работах В.И. Соколовского, Н.И. Воронова, И.В. Бентковского, С.В. Фарфоровского, Г.Н. Прозрителева, Г.А. Лопатина и многих других были запечатлены яркие картины Кавказа и его обитателей.
Они первыми «открыли» для всего мира самобытную культуру народов Кавказа, живущих в экзотическом горном крае, их быт, ментальность, характер, нравы, народную философию и этику.
В жаркие дни августа мечтается о хорошем дождике. Если его долго нет, то надо его зазвать. О том, какими обрядами зазывали дождь древние адыги, мы расскажем в этой статье.
Из многочисленных обрядов вызывания дождя на наш взгляд самым интересным выступает обряд «Хьэцэгуащэ» или «Хьэнцэгуащэ» (букв.: княгиня-лопата или кукла-лопата). Участники обряда, сооружали «чучело» из двух палок, в виде креста, наряжали его в женское платье, обматывали верх платком, что символизировало лицо. С этой куклой ходили по селу, распевая песни и обливаясь водой. В конце шествия участники обряда оставляли эту куклу в реке, придавив ее большим камнем, и отправлялись к какому-либо священному дереву, где при большом скоплении людей совершалась молитва о ниспослании дождя и приносилась жертва богу грозы.