С художником Исламом Курмановым знакомство произошло почти случайно. Не получилось пройти мимо его картин, стоявших в ряд рядом со стилизованной юртой на ногайском подворье, установленном на Крепостной горе в Ставрополе во время «Студенческой весны стран БРИКС и ШОС». Небольшой вернисаж живописных полотен радовал глаз нежными красками и причудливыми образами суровых древних кочевников, вольных быстроногих скакунов, бескрайних степных просторов. Молодой человек вышел из юрты в ярко-синем национальном костюме и рассказал о своем творчестве. Правда, чтобы понять душу ногайского художника, потребовалось гораздо больше времени, чем короткая экскурсия скромного автора, не привыкшего к большой славе.
В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый). Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. В основе первого Спаса - праздник с длинным названием - Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя - именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси.
Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда… В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества - праздник Креста Господня и Спаса - слились воедино.
В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются. Медовым он называется из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом. С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить. Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.
Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд. Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Россияне издавна уважали мед, ведь он - один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.
К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название - Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.
Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.
Начало августа отметилось для казаков Курского районного казачьего общества несколькими событиями. На ежегодных районных соревнованиях молодежи, работающей в агропромышленном комплексе Ставрополья, были определены лучшие молодые аграрии.
Казаки Ставропольского округа Терского войска вернулись из села Дивеево Нижегородской области, где принимали участие в Международном патриотическом проекте - военно-спортивном фестивале «Православный Воин. Дивеево - 2019».
Мусульмане Ставрополья празднуют Курбан Байрпм. Празднование, согласно религиозной традиции, продолжается три дня. Намаз в Пятигорске собрал около трех тысяч человек.